17 мая 2018
Одесса объединила представителей власти и бизнеса за круглым столом для обсуждении проблемы концессии морских портов
17 мая за круглым столом «Профессиональные диалоги: портовая концессия», организованным юридической фирмой AGRECA собрались представители стивидорных компаний и государства для обсуждения перспектив и препятствий развития государственно-частного партнерства в портовой отрасли.
 
К сожалению, при отсутствии обновленной Стратегии развития морских портов Украины, в портовой отрасли не сложилось единого подхода в определении приоритетных инструментов привлечения частных инвестиций. В последнее время бурная дискуссия развернулась вокруг применения механизмов приватизации и концессии. В рамках первой дискуссионной панели участники круглого стола обсудили преимущества и недостатки каждого из них и в большинстве сошлись во мнении, что наиболее логичным и обдуманным шагом было бы применение индивидуального подхода к каждому порту, к каждой государственной стивидорной компании, ведь все они уникальны. Так что речь идет о применении обязательной в развитых странах допроектной стадии, так называемой prefeasibility study, которая представляет собой предварительное исследование базовых задач будущего проекта, в частности, прогнозирование развития, логистических перспектив, объемов, направлений и форм инвестирования и тому подобное. По мнению Главы Администрации морских портов господина Райвис Вецкаганса, на сегодняшний день логичным выглядит применения концессии в крупных портах, где функционируют мощные государственные стивидорные компании. Применение же концессии в малых портах требует существенных обоснований, приватизация, в свою очередь, позволила бы гораздо быстрее привлечь частный бизнес.
 
Также в ходе круглого стола рассматривался вопрос дальнейшего внедрения портовой реформы в части трансформации Администрации морских портов Украины на принципах наиболее прогрессивной модели администрирования - Landlord Port. Такая модель в первую очередь предусматривает децентрализацию полномочий органов власти, автономизации филиалов и привлечения к управлению портами местной общины. Управление такой автономной администрацией должно осуществляться через высший орган управления (наблюдательный совет), состав которого формируется из представителей государства и местных властей. Такая портовая администрация выполнять особую миссию - развитие порта, его базовой и операционной (стратегической) инфраструктуры. Так что для выполнения публичных функций, такая администрация требует дополнительных полномочий, таких как определение ставок портовых сборов для своего порта, распоряжение земельными участками и имуществом, выполнение функции государственного партнера в концессионных проектах и тому подобное.
 
Одним из важнейших, но пока не решенных на законодательном уровне, остается вопрос развития смежной инфраструктуры в процессе реализации концессионных проектов.
 
«Пропускная способность морских терминалов неразрывно связана с припортовой территорие - глубинами под причалами, железнодорожным и автодорожным сообщением. Эти активы - являются сферой ответственности страны и такая смежная инфраструктура, не может передаваться в концессию. Однако от ее состояния и развития зависит работа будущего терминала. К сожалению, Украина еще не обладает такими проектными технологиями, как реализация смежных инфраструктурных проектов одновременного развития частной и государственной инфраструктуры», - подчеркнул Андрей Подгайный, управляющий партнер ЮФ «AGRECA».
 
Представители крупного бизнеса, в свою очередь, поделились текущими проблемами в отрасли, в частности, отсутствием логистической транспортной стратегии, взаимодействием с центральными и местными органами власти, предприятиями-монополистами, а также подчеркнули необходимость повышения экономической конкурентоспособности государства, что есть неразрывным аспектом развития бизнеса и увеличением инвестиционного потенциала в Украине. Представители стивидорных компаний выразили свою готовность к диалогу и необходимости прозрачных условий игры при организации концессионных и приватизационных конкурсов.
 
«Бизнес очень заинтересован в том, чтобы была концессия. Он понимает ее перспективы, но есть ряд опасений. И эти опасения связаны непосредственно с тем, что на сегодняшний день концессионных проектов в Украине фактически нет. При этом бизнес прекрасно понимает, что к вопросу приватизации портов также еще очень далеко, потому что все порты находятся в списке объектов, не подлежащих приватизации», - отметила партнер юридической фирмы« AGRECA », Марина Шарапа.
 
Советник министра инфраструктуры Надежда Казначеева рассказала о успешном примере реализации большого концессионного проекта в Турции, где стоимость переданного в концессию портового терминала увеличилась более чем в два раза. А по концессионным соглашением, по истечении срока концессии, терминал должен быть возвращен государству.
 
Внедрять концессионные проекты - это непростая задача. Этому необходимо учиться, нужно с чего-то начинать. Если Украина овладеет такими проектными технологиями, как концессия, научится решать задачи по совместному финансированию и развитию смежных инфраструктур в рамках одного концессионного проекта, она сделает огромный шаг вперед - в сторону развитых стран. Именно развитые страны обладают такими проектными технологиями, что позволяет им решать вопросы комплексного развития инфраструктуры. Для этого Украине нужно иметь свою постоянно прогрессирующую нормативную базу, политическую волю на реализацию таких инфраструктурных проектов, опыт и традиции, которые со временем обязательно появятся.
 
Юридическая фирма AGRECA рассматривает возможность проведения такого круглого стола ежегодной традицией, где государство и участники рынка могли бы на профессиональном уровне обсуждать не только концессию, приватизацию, но и другие востребованные вопросы развития украинских портов.